Опубликовано заключение комитета на законопроект о "совершенствовании" налоговой системы. Критике подверглась перспектива повышения административной нагрузки, отсутствие норм, учитывающих переход на НДС при совмещении УСН с ПСН, и новшества по части коэффициента-дефлятора.
Ответственный думский комитет – комитет Госдумы по бюджету и налогам – вынес своё заключение на законопроект, касающийся "совершенствования" налоговой системы (639663-8). В целом, как обычно, комитет советует принять проект в первом чтении с перспективой доработки ко второму.
Без "бумажки" ты… плательщик НДС на общих условиях
Как мы ранее подробно рассказывали (а сейчас очень кратко напомним), согласно законопроекту ожидается, среди прочего, глобальное видоизменение УСН. По умолчанию все упрощенцы станут плательщиками НДС с 2025 года. При этом можно заявить об освобождении при определенных условиях, можно также выбрать вариант уплаты НДС (льготные ставки без вычетов или – как у всех). Лимиты по УСН повышаются, промежуточные лимиты отменяются.
Надо отметить, что для упрощенцев открывается широкий спектр вариантов различных действий. При доходах до 60 млн в год (за предыдущий год) можно получить освобождение от НДС, но об этом нужно заявить. При доходах до 250 млн рублей можно получить право на применение пониженной ставки НДС 5%. Об этом также необходимо будет заявить отдельно. Все остальные упрощенцы, доход которых не превысил 450 млн (это будет новым лимитом, установленным НК без учета коэффициента дефлятора), могут получить право на льготную ставку НДС 7%. Однако это также требует отдельного обращения в налоговые органы. Также льготные ставки предусмотрены для тех, кто был освобождён от НДС, затем утратил на это право, и ещё для некоторых условий (подробнее).
Каждый переход от одного варианта налогообложения НДС при УСН к другому требует каких-то заявительных действий от налогоплательщика. В противном случае, если он не заявляет вообще ничего, то автоматически становится плательщиком НДС на общих условиях по ставке 20%, но при этом будет иметь возможность принять входящий НДС к вычету, а также по ряду товаров и операций применять льготные ставки 0% или 10%. То есть, в отсутствие заявлений при УСН всё будет также, как и на общем режиме налогообложения, и при этом низкий доход сам по себе, если "промолчать", никакого права на послабления не даёт.
Что думают в думе
Комитет высказал здравую мысль: не следует повышать административную нагрузку на налогоплательщиков УСН и на налоговые органы в этой связи. Однако, как это комитет себе видит при изложенной в законопроекте вариативности обложения НДС, в заключении не сказано. Возможно, налоговики и сами в состоянии "включить" освобождение от НДС тем упрощенцам, которые имеют доход ниже 60 млн. Также налоговики и сами вполне в силах определить налоговые ставки, опять же, в зависимости от дохода или при утрате права на освобождение от НДС в текущем периоде. Возможно, логично будет, если заявлений потребуют другие варианты применения НДС при УСН – например, переход к стандартным ставкам с вычетами, или – ставка 5% вместо освобождения.
Кстати, ставка 5% вместо освобождения и сейчас в законопроект заложена, по сути, как выбор налогоплательщика. Если не заявил об освобождении (при наличии такого права), то имеет право на ставку НДС 5%, но о ней также надо заявить. То есть, упрощенец может сразу выбрать – освобождение или ставка 5%. Вопрос только, зачем такое предусмотрели – без права на вычеты кому надо выбирать тупо повышенную налоговую нагрузку? Впрочем, это лирическое отступления – комитет об этом не писал.
Также комитет заметил, что неплохо бы установить порядок определения размера доходов, учитываемых в целях применения НДС при УСН, в случае одновременного применения УСН и ПСН. Сейчас законопроект об этом умалчивает совсем.
Еще комитет предлагает рассмотреть:
- уточнение параметров применения НДС налогоплательщиками УСН (ничего не объясняют, что именно хотят уточнить и зачем);
- возможность применения покупателями товаров (работ, услуг) вычетов сумм НДС, предъявленных им продавцами, применяющими налоговые ставки 5% или 7%. Ну, тут понятно – если купил что-то у "упрощенца", почему бы НДС к вычету не принять. Вероятно, действующие нормы НК о вычетах НДС как-то этому препятствуют, хотя это и не очевидно, ведь в них не говорится, что к вычету можно принять только НДС, предъявленный по ставкам 10% или 20%.
Подозрительный дефлятор
Вопросы у комитета вызвало предложенное законопроектом изменение в части применения коэффициента-дефлятора для индексации лимита по доходам в целях применения УСН (в связи с неоднозначностью указанного предложения, пишет комитет). Больше ничего аппаратчики не уточнили. На самом деле, что меняется: во-первых, индексации будут подлежать также и лимиты, установленные в целях применения (освобождения от) НДС при УСН, во-вторых, уточняется применение дефлятора при переходе на УСН.
Напомним: проектом оговорено, что коэффициент-дефлятор будет применяться к доходам того года, на который установлен такой дефлятор. То есть, при решении вопроса о переходе на УСН с 2026 года доход за 9 месяцев 2025 года будет умножаться на дефлятор 2025 года. Сейчас сложилась практика, когда к доходам за 9 месяцев применяется уже новый дефлятор – например, в целях перехода на УСН с 2024 года доход за 9 месяцев 2023-го умножается на дефлятор-2024.
Соответственно, согласно законопроекту шансы на переход на УСН при прочих равных в итоге снижаются, если опустить что это сейчас компенсируется упомянутым повышением лимита. Но, когда новые лимиты приживутся, останется лишь меньший дефлятор, на который умножается лимит в целях перехода на УСН, и это, вероятно, для каких-то налогоплательщиков будет ощутимо. Не будем утверждать, но, возможно, комитет говорит примерно об этом.
О чем еще законопроект:
- введут три прогрессивных шкалы НДФЛ, повысят "детские" вычеты. Прогрессия будет действовать в том числе и для разовых доходов, например – от продажи имущества. Продажа недвижимости дороже 2,4 млн рублей приведет к налогообложению по ставке 15% части дохода свыше этой суммы (если, конечно, нет освобождения от налога). То же самое – для зарплат от 200 тысяч в месяц. Если зарплата выше 416 тысяч в месяц, то превышение будет облагаться уже ставкой 18%. О мнении комитета по этому поводу – здесь;
- повысятся имущественные налоги на объекты с кадастровой стоимостью от 300 млн рублей;
- увеличатся госпошлины за сделки с дорогой недвижимостью для граждан и организаций;
- делаются подакцизными товарами медицинский спирт и некоторые лекарства;
- релоканты должны будут платить НДФЛ при продаже акций и долей, даже если долго ими владели;
- простят дробление бизнеса за 2022-2024 годы;
- повысят налог на прибыль, введут федеральный инвестиционный налоговый вычет, в ряде случаев повышающий коэффициент для учета расходов 1,5 заменят на 2;
- льготный тариф страхвзносов для обрабатывающих производств установят для зарплат выше МРОТ.
Источник: audit-it.ru